Toyota Corona ST195 - AEPEK FullTime 4WD 3S-FE 2.0 AT A540H Kosei RT-Mesh 16" с резиной 205/55/R16
Авто,  Дневник Toyota Corona

Первый осмотр Toyota Corona

Приветствую, с вами Великий Канцлер, и сегодня я расскажу про свою первую попытку диагностировать свежекупленую Toyota Corona ST195,  а попутно и начну свою грустную сагу «о расходе».

Жадный беден всегда. Знай цель и предел вожделения. —
Ф. Петрарка, итальянский поэт, глава старшего поколения гуманистов, один из величайших деятелей итальянского Проторенессанса, ученик Варлаама Калабрийского.


25.02.2018 Первичный осмотр

  Toyota Corona  сильно удивила меня своим расходом топлива.  28-32 литра на 100 км – это очень высокий расход, и такого быть попросту не должно.  Но, ничего странного в этом нет, требуется начать проверку по списку, то есть провести комплекс стандартных мероприятий после покупки Б/У автомобиля.

  Первым делом я решил проверить механизм газораспределения ( ГРМ). Сначала проверил метки шкивов, все метки сошлись. Было бы здорово, если бы где-то была потеряна метка, это многое бы объяснило, или еще какая-нибудь неисправность газораспределительного механизма… Но нет, с ГРМ никаких проблем не было. Не отходя от кассы скинул клапанную крышку, проверил зазоры клапанов. В паре мест были не критичные расхождения, но в целом все в допуске, привел в должное состояние. Проверил, соответствуют ли метки, указывающие на ВМТ поршня, реальному положению поршня  – соответствуют.

Совершить подобную проверку довольно просто. Чтобы проверить ВМТ поршня, достаточно выкрутить свечу, вставить в свечной колодец длинную отвертку, крутить шкив коленвала до момента, пока высота отвертки не начнет уменьшаться. Самая высокая точка подъёма отвертки будет соответствовать ВМТ поршня.


Фотография иллюстрирует метод проверки совпадения меток шкива распредвала.
Проверка меток шкива распредвала, не самое удобное занятие

    Раз уж я скинул клапанную крышку, то почему бы сразу не демонтировать топливную рампу, да форсунки. Двигатель 3S-FE не позволяет свободно работать с топливной рампой из-за впускного коллектора и формы клапанной крышки. Форсунки мне захотелось пропшикать очистителем карбюратора, плюс у меня есть подобие домашнего стенда для промывки форсунок. Не отходя от кассы проверил давление топлива в топливной рампе, работу регулятора давления топливной рампы, сколько бензонасос давит в стену и так далее. Все оказалось в норме.

Раз уж я начал разговор про топливную систему, то стоит проверить сразу же и бензонасос, осмотреть фильтр грубой очистки и идентифицировать установленный в баке бензонасос. Тревожным звоночком для этой проверки были сообщения на форумах в духе: » А вы знаете, подходит от тазика»… Я не плохо отношусь к АвтоВАЗу, но предлагаемые варианты установки бензонасосов на форумах разительно отличались по характеристикам от бензонасоса, который следует устанавливать на 3S-FE AT 4WD ST195. «Ознакомившись» с результатами различных работ от различных «мастеров» и «маэстро» под капотом, я уже понимал, что ожидать в баке можно все что угодно.



   Разные стили исполнения работ – это даже хорошо. Это означает, что о машине пытались заботиться в разное время и разные люди. Бывший владелец был человеком с сильной волей, и не оставлял попыток найти наемника, который сделает все как положено, как для себя. Может даже где-то есть «автограф» самого хозяина. Во всем этом изобилии ремонтов низкого качества я понял, что у каждого исполнителя были свои авторские стили работ. И все пришлось переделать. Контакты основных исполнителей системы управления топливовоздушной смеси, а так же датчиков температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ), датчика положения дроссельной заслонки (ДПДЗ), регулятора холостого хода (РХХ), датчика абсолютного давления ( MAP или ДАД), датчика температуры всасываемого воздуха (ДТВВ) — все это было в отвратительном состоянии и требовало незамедлительного внимания. Хоть вмешательств в штатную косу было по минимуму, это не помогло штатным соединениям прожить дольше положенного. К электропроводке я буду еще много раз возвращаться после.


Фотография подкапотного пространства, 3S-FE.

    На этом завершился мой первичный осмотр.


02.03.2018 бензонасос, форсунки, свечи,  первый заказ запчастей

  Я не стал даже разбираться в том, что демонтировал с машины, решил сделать небольшой перерыв. Принеся домой небольшой комплект деталей ( бензонасос, топливные форсунки, свечи), я благополучно забил на все это дело. Были какие-то дела, и я не смог заняться этим сразу, да и погода стояла холодная, ковыряться в машине желания не было.


На фотографии на столе лежат 4 форсунки и бензонасос Bosch от ВАЗ 2110.
Бензонасос Bosch 0580453453 и оригинальные форсунки 3S-FE

   Бензонасос оказался установлен Bosch 0580453453, этот насос устанавливается на автомобили ВАЗ 2110. В целом насос — удачный заменитель заводского бензонасоса, но есть одно но. Двигателю 3S-FE в Toyota Corona в комплектации ST195-AEPEK требуется производительность топливного насоса 90-95 л/ч. Установленный Bosch 0580453453 не обладает такой производительностью, у него заявка в 60 л/ч. Требуется купить другой. Мой выбор пал на Bosch 0580454138, его производительность была 185 л/ч, больше — не меньше, может 3S-FE «подрастёт» до чего-то более сладкого ( как оно в общем то и случилось). Восстанавливать заводскую схему мне даже в голову не пришло, ибо кто я такой, чтобы менять порядки, работающие уже много лет. Да и Bosch, особенно вот этот, отличные бензонасосы. 

Форсунки установлены заводские, то есть именно те, которые должны стоять по каталогу. Жалко, я то думал… Несоответствие форсунок заводским характеристикам может дать космический расход топлива, как и не подходящий бензонасос, как и большинство неполадок топливной системы, но увы не моем случае.


Фотография демонтированной форсунки с двигателя 3S-FE
Форсунка 3S-FE

  Свечи установлены простые, обычный аналог заводских свечей. Я уже давно питаю симпатию к иридиевым свечам, заказал себе Denso. Прислали сначала не иридий, но я настойчиво попросил прислать именно то, что я изначально заказывал. Свечи были белые, как мел. Как это ни странно, смесь при таком космическом расходе оказывается может быть бедной, к такому меня жизнь еще не успела подготовить.


Фотография демонтированной свечи зажигания, цвет электродов - белый, означает бедную смесь.
Фотографии свечей, бедная смесь.

   Все остальные детали я заказывал в сетевом магазине. Тут были оригинальные фильтры масла, воздушные фильтры, масла, прокладки свечных колодцев, все прокладки топливных форсунок, прокладки трамблера, бегунок и крышка трамблера, новые высоковольтные провода, датчик включения вентилятора, кольца, крышка радиатора, термостат и много-много всякой мелочевки.  И тут я столкнулся с небольшим казусом – на Toyota есть небольшой прикол: одному номеру запчасти соответствует несколько групп деталей. Я заказал  прокладки топливных форсунок, начал их устанавливать и понял, что это просто не возможно. Прокладки были настолько больше, что форсунка просто проваливалась в нее. Вот такой он, оригинал.



  Из-за этой неувязочки мне пришлось бросить машину и своим ходом добираться до дилера, благо у него в наличии оказались нужные мне прокладки, и со второй попытки мы подобрали те, которые необходимы именно мне.  Обошлось это приключение по деньгам в 3800 рублей, неплохо да? В дальнейшем я смог сам заказать нужные прокладки, но пару раз по оригинальному номеру приходило что-то очень похожее или деталь от другой модификации, либо банально не то, что мне было нужно. Хорошо, в каждой избушке свои погремушки, будем знать.

  Все установил без приключений, первую часть ремонта можно считать законченной.


09.03.2018 Процедуры регулировки

   Я отправился в гости к своему другу, чтобы вместе с ним сделать некоторые регулировки. У меня отсутствовал нужный инструмент, да и одному многие манипуляции делать не удобно и не приятно. Человек — существо социальное, в любом месте веселее вместе и все в таком духе.


Toyota Corona

   Первым делом мы с товарищем проверили угол опережения зажигания, который оказался сбит на пару градусов. Процедура крайне простая – требуется замкнуть контакты и выставить угол. После установки нормального УОЗ, наше внимание привлекла неправильная регулировка ДПДЗ, и немного смещенный РХХ.

После регулировок запустили самодельную дым машину с целью выявить подсосы воздуха, но ничего не нашли. Нашли неисправный исполнитель включения кондиционера, открывающий поток воздуха мимо РХХ в банку впускного коллектора ври включенном кондиционере. Не понятно, почему нельзя было отработать этот механизм через ЭБУ, как это сделано в том же самом 3S-GTE 4-ого поколения или 3S-GE Beams, всяко проще, чем городить свои отдельные клапана для кондиционера и акпп. Но, инженеры из Японии решили, что так. Конкретно у меня исполнитель, то есть клапан, был постоянно открыт, и никак не реагировал на входное напряжение или его отсутствие. А при попытке демонтажа клапан просто развалился в труху у меня в руках. Делать нечего — заткнул вакуумные трубки и дело с концом.

  В самой дроссельной заслонке меня ожидало большое разочарование – дроссель свое откатал. Я его снял, чтобы почистить, и увидел, что заслонка очень сильно стерта, и даже полностью закрытый дроссель пропускает свет по всей окружности. Не беда, в багажник какой-то добрый волшебник ака бывший владелец заботливо положил еще один дроссель.

   Вокруг этих тойот столько мифов, что голова по началу пухнет. Вот и на дроссель есть свое предание. « Нельзя трогать заслонку, ДПДЗ, РХХ, винт регулировочный. Иначе придется купить новый» — диву даешься. Есть же инструкция от завода-изготовителя, как выставлять все правильно. Да, немного неудобно, но это совсем не повод покупать новую заслонку. В общем настроил, нашел трещину в своем ДПДЗ, установил исполнитель с нового дросселя и собрал систему.

  Попутно заменил лямбда-зонт, поставил какой-то Bosch, не универсальный. Установленный на машине был уж очень задумчивым.

   После всех этих манипуляций подключились к эбу программой cartester через самопальный диагностический шнур. Забыл сказать, до всех работ мы с другом уже подключались этим шнуром, но параметры оказались бесполезные, ничего толком нам не показали. Ничего не изменилось. И наверно хорошо.

Проверили катализатор — оказалось, что он целый, и уже оборудован сквозными отверстиями предыдущим хозяином. К сожалению, и он не причем.



  Я заправил полный бак, и поехал кататься. Общими усилиями удалось добиться результата, да еще какого: 19 литров на 100 км. Конечно, по сравнению с 27л и 32 л на 100 км и это успех, но лично для меня это все равно очень много. «Это же всего-то 3S-FE на акпп, ну да, с полным приводом, но не должна она столько жрать, не должна и все» — подумал я.


15.03.2018 Понимание масштабов проблемы

  Вот тут уже начинается настоящая диагностика. Когда большинство банальных приемов уже пройдено, и все равно никаких улучшений, начинается долгий мыслительный процесс.


Фотография блока управления АКПП, установленного заводом изготовителем.
Блок управления трансмиссией, у авто этого года блоки двигателя и трансмиссии разные, а не объединены

  Я предположил, что меняя АКПП и перебирая двигатель, рабочие могли схитрить, не перебирать блок цилиндров, а просто закинуть контрактный двигатель. При всем при этом есть вероятность, что блок управления двигателем могли заменить на другой аналогичный. Да и сам блок управления мог выйти из строя. Решено было разобрать все, и посмотреть своими глазами. Блок управления АКПП и двигателем оказались установлены на заводе-изготовителе. Внутри блока визуально все тоже было хорошо: ни горелых дорожек, ни вытекших конденсаторов, ни вмешательств в работу блока.

  Идея была хорошая, но не рабочая. Хотя я был очень близко… Но всему свое время. Замерили компрессию, компрессия ровная. Я поигрался с системой рециркуляции картерных газов, заменил клапан рециркуляции, понял, что газов очень много – плохой знак, шатунно-поршневая группа чувствует себя не очень хорошо. Я отключил всю вакуумную систему, оставив только шланги на регулятор давления топлива, на MAP, на ВКГ оба контура и на клапан включенной передачи с педалью тормоза.

  Все мои знакомые рекомендовали мне перестать искать правильный ответ. Ибо его нету. Неизвестные мне люди, с авторитетной позиции, объясняли мне, глупцу, что Toyota Corona FullTime 4WD ST195-AEPEK 2.0 3S-FE 135 л.с. AT A540H и должна столько употреблять. Мол 16 литров на 100 км по городу так и надо. Что мне если честно было абсолютно не понятно. Откуда эти цифры? Почему 16 литров на 100 км? Почему это норма?

  В моем понимании, квадратный двухлитровый мотор с автоматом и постоянным полным приводом на свободном заднем дифференциале с весом 1500-1600 кг должен расходовать в равноускоренном темпе  10-13 литров на 100 км по городу.  И это вполне обоснованно, нет там таких потерь, чтобы употреблять 16-20 литров на 100 км, не откуда им там взяться в исправном автомобиле.


Toyota Corona FullTime 4WD

  На ближайший год расход Toyota Corona ST195 по городу был от 14-20 литров на 100 км, по трассе стабильно 8 литров на 100 км. Естественно, я его не признал, и считал машину неисправной.



Я вполне мог что-то забыть, и описаны мной далеко не все действия, которыми требовалось заняться после покупки Б/У автомобиля. С вами был Великий Канцлер, читайте мои записки, делитесь с друзьями, если вам понравилось, до новых встреч!